Спасо-Андроников монастырь. Где могила Андрея Рублева?
Как коренная не-москвичка, я давно научилась ценить этот город. Со всеми его гримасами и выкрутасами. Хребет городу ломали не раз, но он умудрился сохранить не только «родовую память» в названиях, он сохранил и множество культурных и исторических памятников и ценностей.
В Москве протекает не только Москва-река. В Москве течет и река Яуза. Устье Яузы находится прямо в центре города, это левый приток реки Москвы. А притоком Яузы некогда был ручей Золотой Рожок. Его даже называли когда-то «горным потоком Москвы», потому что в одном месте он обрушивался с большой высоты. Там, где Золотой Рожок соединялся с Яузой, стоит Спасо-Андроников монастырь. И это не случайно.
Сейчас ручей Золотой Рожок заключен в трубу, название плавно перешло к улицам и набережной (Золоторожский вал, Золоторожская набережная). Но как так случилось, что название это сильно перекликается с названием знаменитой бухты Золотой Рог? Той самой изогнутой формы бухты, через которую всю человеческую историю шли корабли, а сейчас по обеим сторонам — европейская часть турецкого города Стамбул (бывший Константинополь)? Начало
По легенде, именно в этой бухте митрополит киевский и всея Руси Алексий дал название будущему монастырю, который решил построить в честь спасения во время шторма. Застигнутый бурей уже по дороге домой после выполнения своей дипломатической миссии в Константинополе (Царьграде), митрополит беспокоился об иконе «Спас Нерукотворный», которую вез домой.
На самом деле версий несколько, но они разнятся только в деталях. В Константинополе Алексий был дважды, иконы привез, обет свой выполнил. На высоком берегу Яузы было найдено «место угодно»: «оно было окружено лесами и перелесками, среди коих катились светлые и полные воды Золотого Рожка и Яузы» («Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря»).
Там и возник новый монастырь. Дата основания — 1357 год. Монастырский белокаменный Собор во имя Спаса Нерукотворного считается одним из древнейших соборов Москвы (самая вероятная дата создания — 1410−1427 годы), точнее — наиболее древним из сохранившихся. Спасский собор монастыря — действующий.
Название свое монастырь получил от игумена Андроника — ученика преподобного Сергия Радонежского (память 13 июня). Место, где построили монастырь, оказалось исключительно важным: по дороге на Владимир, Муром, к Нижнему Новгороду, а также южнее — в Рязань. В то время — дорога к волжским владениям Золотой Орды («на пути в Орду, широко тогда пробитом»).
Монастырь был и «сторожевым» — на случай неприятельского набега. Там останавливались посольства, там же в 1380 году принимали возвращающееся с Куликовской битвы войско Дмитрия Донского. В монастыре похоронили умерших от ран воинов. Андрей Рублев
Спасо-Андроников монастырь тесно связан с именем великого иконописца. Здесь Андрей Рублев долго работал, здесь и умер в 1427, 1428 или 1430 году (Википедия указывает точную дату, однако в изданиях Музея Андрея Рублева последовательно указываются несколько возможных дат смерти). Поразительно, но место погребения Рублева «под старой колокольней» было забыто уже к XVII веку.
Недавно прозвучала научная сенсация: да, найдены мощи великого художника («Известия науки»), однако в самом музее говорят об этом более осторожно.
Тем не менее, факт остается фактом: погребен великий художник был именно в Спасо-Андрониковом монастыре. А канонизирован в лике преподобного только в 1988 году.
Вместе с Рублевым работал другой известный художник-инок — Даниил Черный. Оба иконописца умерли приблизительно в одно время, вероятно, во время морового поветрия — если считать годом смерти 1428. На данный момент считается, что найдены и останки Даниила. Но главные исследования и выводы — впереди.
Известно, что Андрей Рублев расписывал Спасский собор монастыря («Также и другому старцу его именем Андрею иконописцу преизрядну… И сътвори съвет благ со братиею и Богу помогающу создаста в обители своей церковь камену зело красну и подписаниемь чуднымь своима руками украсиша…»). Росписей Андрея Рублева в монастыре сохранилось мало — только небольшие фрагменты орнамента. История монастыря была непростой, переживал он много бед и напастей. Однако сейчас часть монастырского комплекса является Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Музей в монастыре был создан в 1947 году на волне патриотических настроений после победы в войне и в честь 800-летия Москвы. Работники музея буквально по крохам собирали экспозицию, реставрировали иконы — это был подвижнический труд в условиях полной разрухи и известного «остаточного принципа» на культуру. Результат — достаточно большой музей, прекрасная экспозиция и множество спасенных уникальных икон. Среди них, например, «домонгольская» икона Христос Вседержитель (Пантократор), «Спас Нерукотворный» XV века и многие другие. История
Монастырь был и местом заключения многих известных деятелей. Самые знаменитые из узников — новгородский епископ Серапион, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и — протопоп Аввакум («посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад» — «Житие протопопа Аввакума»).
Монастырь разоряли: хан Седи-Ахмет, хан Девлет-Гирей, пострадал он и от поляков. Горел Свято-Андроников монастырь в московских пожарах 1748 года и 1812 года. Много чего пережил он, как переживали многие другие монастыри, жизнь которых была напрямую связана с историей страны.
При Спасо-Андрониковом монастыре был свой некрополь. Но в отличие от некрополей Донского монастыря, он был практически полностью разорен. Нужно отличать именно некрополь, в котором находили место упокоения многие известные деятели Российской империи, от «убогих домов» и мест массового захоронения.
Здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве, на полях сражений Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Здесь, по всей вероятности, были и «убогие дома» (скудельницы, буйвища), куда свозили умерших в период страшных эпидемий, а также казненных.
Здесь фактически была семейная усыпальница Лопухиных. В свое время еще Евдокия Лопухина (в ту пору — первая супруга Петра I) взяла монастырь под свое покровительство. На протяжении многих столетий представители рода Лопухиных и близких к ним родов находили место своего последнего упокоения на территории Спасо-Андроникова монастыря.
Дальнейшая история Спасо-Андроникова монастыря обычна: после революции закрыт, затем там был концентрационный лагерь ВЧК для белых офицеров (сведений о расстрелах нет). Затем — колония для беспризорников, общежитие для рабочих завода «Серп и Молот», учреждения Наркомата обороны.
Огромную роль в сохранении российского культурно-исторического наследия сыграл знаменитый архитектор П. Д. Барановский.
П. Д. Барановский (1892 — 1984 годы) — удивительный человек. Он считается основателем музея в Коломенском, спасителем Храма Василия Блаженного. Вместе с академиком И. Грабарем выступил за создание музея в Спасо-Андрониковом монастыре. Был арестован («осенью 1933 г., когда я собирал в Коломенском деревянную крепостную башню, привезенную с Белого моря, извлекал и перевозил части архитектурной обработки с разбиравшейся тогда в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке, я … был арестован и затем решением Коллегии ОГПУ от 2. 04. 1934 г. репрессирован по ст. 58 п. 10, 11» — Автобиография), отсидел в лагерях, жил «за сто первым километром» в Александрове. Вся дальнейшая жизнь была посвящена реставрационным работам и спасению культурного достояния. Похоронен П. Барановский в некрополе Донского монастыря.
Именно он когда-то записал: «Таким образом, вместо легенды о времени и месте погребения Андрея Рублева мы сегодня обладаем неопровержимым фактом» (цитируется по автобиографии Барановского). С тех пор прошло не одно десятилетие, в 1993 году эти данные подтвердились, но есть дела, в которых спешка уже ни к чему.
Где точное место захоронения Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре — возможно, скоро узнаем. Но лучшим памятником ему на монастырской территории уже является Музей древнерусской живописи его имени.