«Миссия невыполнима: Протокол Фантом». Кто заменит Тома Круза?
Несомненно, шпионский боевик «Миссия невыполнима» задумывался создателями в качестве альтернативы похождениям британского агента Джеймса Бонда. Не то чтобы авторы всерьез вознамерились тягаться с бондианой, но наш ответ Чемберлену был слеплен по всем законам жанра.
За плечами у «Миссии невыполнима» имелся долгоиграющий сериал, у Бонда — франшиза длиною более тридцати лет. И тут как на Олимпиаде: главное — не победа, а участие.
Результаты, как говорят, превзошли все ожидания, которые были не сильно радужными. Да, Брайан Де Пальма на тот момент находился в зените славы после успеха гангстерских фильмов «Неприкасаемые» и «Путь Карлито», но ранее со шпионской темой дела не имел. Актерский состав состоял из крепких, но все же не слишком звездных профессионалов, только-только взошедших на небосклон. Винг Реймс прославился благодаря «Криминальному чтиву», Жан Рено блеснул в «Леоне», а Кристин Скотт Томас — в «Английском пациенте». Формально звездами можно было считать только вышедших в тираж Джона Войта и Ванессу Редгрейв. Но самым главным опасением продюсеров была главная роль, отданная Тому Крузу, коему ранее ни разу не приходилось выступать в образе героя боевика.
Даже несмотря на крайне запутанный сюжет, картина Де Пальмы буквально взорвала кинопрокат, став по итогам третьей после «Дня независимости» и «Смерча». Успех позволил правообладателям продолжить приключения спецагента Итана Ханта: спустя четыре года китайский мастер Джон Ву окончательно превратил франшизу в бренд, а в 2006-м начинающий, но явно талантливый постановщик Джей Джей Абрамс (сериал «Остаться в живых») оформил трилогию. И, собственно, на этом похождения Ханта и его команды должны были завершиться. Но Тому Крузу таки сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И в 2011 «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» вновь удивила поклонников киносериала, сумев продемонстрировать изобретательность в реализации и жизнестойкость в чартах, в итоге заняв седьмое место по итогам весьма насыщенного премьерами года.
…Когда международный террорист по кличке «Кобальт» коммуниздит из Кремля ядерный чемоданчик, мир делает первый уверенный шаг в пропасть ядерной войны. Поимку неуловимого гада, как обычно, поручают лучшим — отряду «Миссия невыполнима» под руководством Итана Ханта, куда также входят техник Бенджи и очаровательная агентесса Картер. Четвертым звеном команды, в результате трагического случая, становится аналитик Брандт, который вовсе не аналитик. Задача усложняется тем, что коварный Кобальт, уходя, погасил свет в Кремле, и теперь отряд Ханта официально распущен, согласно инициированному правительством страны «Протоколу Фантом».
Оставшись один на один с опасным террористом, Хант и Ко вынуждены спасать цивилизацию без поддержки с воздуха, явочных квартир и бесперебойных поставок шпионских гаджетов. Их единственный шанс — поймать Кобальта в момент передачи ему пусковых кодов, необходимых для запуска ракет с ядерными боеголовками. Однако враг хитер и прекрасно осведомлен о методах работы агентов. Ускользая от Ханта раз за разом, Кобальт все ближе подбирается к заветной цели…
Как и у любого многомиллионного блокбастера, являющегося продолжением и задействующего международный кастинг, у четвертой «Миссии невыполнима» есть свои плюсы и минусы. К первым, безусловно, относится зрелищность, постановочный размах, лихо закрученный сюжет, узнаваемость персонажей и общий позитивный настрой ленты, в отличие от той же «борнианы». К минусам, как водится, отнесем разгул «развесистой клюквы» про русских (хотя ее было заметно меньше, нежели в других картинах с участием наших соотечественников) и неожиданно слитую в унитаз концовку, в которой почему-то не сделали явного намека на продолжение (а оно планируется) и заставили Круза раствориться в дымке. Видимо, актер все-таки попрощается с франшизой, ибо устал, в разводе и уже достаточно богат, чтобы позволить себе более серьезные проекты.
Четвертая часть — самая веселая из всех. В буквальном смысле. Герои всю дорогу хохмят, заметно оживляя действие. Разумеется, лучше всех в этой ипостаси выступил британский комик Саймон Пегг («Зомби по имени Шон» и «Пол: Секретный материальчик»), коему по рангу положено забавлять публику. Главное, что шутки получились не натужными и не переводят ленту в жанр пародии на саму себя, а органично вплетаются в повествование. В третьей части, где Пегг впервые заступил в роль техника Бенджи, ему не нашлось достойного применения. Слава Богу, что персонажа не «уволили», а переработали. За Пеггом подстроились и остальные. И даже суровый в первых частях сериала Круз откалывает номера, что заставляет зрителя чувствовать себя не за просмотром «Миссии невыполнима», а очередной части «Друзей Оушэна».
Порадовал своим появлением в кадре и Владимир Машков, коему, наконец-то, досталась роль положительного персонажа. И пускай Машков по сценарию постоянно ловит люлей от неуловимого агента Ханта, нам, русским, очень даже приятно, что Сидоров не ходит в шапке-ушанке, не бренчит на балалайке и не ездит на разбитой шестерке. Более того, наш Сидоров вполне крут и может позволить себе погоняться за иностранным шпионом не только по Москве, но и на остальных, более цивилизованных и приятных глазу, территориях.
Что там со злодеями? Простите, но после «Девушки с татуировкой дракона» аморфное, одутловатое лицо шведа Микаэля Нюквиста положительных эмоций у меня не вызывает. Собственно, и роль-то у него не демоническая, посему Нюквист однозначно проигрывает прежним главгадам франшизы, включая Джона Войта и великолепного Филипа Сеймура Хоффмана. Говоря проще, швед какой-то невнятный. Его подельники по бизнесу получились гораздо ярче, а это верный признак мискастинга.
Главная прелесть первой миссии заключалась в сюжетных хитросплетениях, второй — в безудержном экшне от мастера постановки боевых сцен Джона Ву, тогда как третий фильм добавил образу Ханта полноты и заставил зрителей переживать не только его прыжкам, но и эмоциям. «Протокол Фантом» успешно сочетает в себе все необходимые компоненты. Визуальные эффекты — на пять с минусом, ибо компьютерный взрыв Кремля могли снять и более профессионально. Погони, альпинистский экстрим, перестрелки и трюки с переодеваниями присутствуют.
Сюжет в этот раз особо загибать не стали. То ли публика стала попроще из-за лавины комиксообразных блокбастеров, то ли фантазия авторов вышла погулять, но события развиваются достаточно прямолинейно — найти, обезвредить, отпраздновать с пивом. В шпионском боевике снизился уровень интриги, но зато увеличился эмоциональный накал. Особенно в этом плане показательна сцена в отеле, когда действие происходит одновременно в двух номерах, где команда Ханта пытается выдать желаемое за действительное сразу двум вражеским агентам.
Брэд Берд, ранее снимавший мультики про супергероев («Суперсемейка») и рататуев, не подкачал. Даже удивительно, как режиссер сумел перестроиться под большое кино и влиться в полный метр без потерь собственного таланта. Очевидно, что столь успешная франшиза продолжит свое существование, однако под каким соусом и в каких лицах — пока неясно. Кто знает, может агент Брандт в следующем фильме уже встанет во главе отряда. Джереми Реннер вполне заслуживает этой роли, тем более что актер уже взял под свое крыло известный шпионский киносериал про Джейсона Борна.