Комедия «Беременный». Новый выкидыш российского кино?
Плохо, когда нет ничего своего. Машины, квартиры, детей, счастья. Впрочем, машину можно купить. Квартиру — арендовать. Детей — усыновить. Счастью — хотя бы позавидовать. Хуже всего, когда нет ничего своего в голове. Получается совсем другая пословица: «Тупая голова кривым рукам покоя не дает». Добро пожаловать в параллельный мир Сарика Андреасяна.
Творчество Андреасяна — своеобразный новомодный тренд в русском кино. Лепится сей пирожок из простых и понятных ингредиентов. Берем старый, желательно раскрученный чужими стараниями сюжет. Добавляем в него спонсорского коньяку, тонну вышедших в тираж КВНщиков, пару-тройку гламурных попсово-медийных персонажей, две щедрых пригоршни пошлых шуток, сто грамм заезженных штампов и совсем немножко здравого смысла. Впрочем, с последним надо быть осторожней, дабы не переборщить. Поэтому лучше от здравомыслия и вовсе отказаться. Иначе блюдо получится, не дай Бог, съедобным.
После того как Андреасян переснял слово в слово рязановский «Служебный роман», он решил взять за основу своего следующего проекта нечто менее всенародно любимое, но узнаваемое. В конце концов, если Голливуду разрешено клепать ремейки европейских фильмов, то чем хуже мы, дети советско-армянской дружбы народов? Правильно, нам тоже можно. Посему из великого множества американских комедий была выбрана та, что не имела громогласного успеха, но идеально подходила для переосмысления. Речь, разумеется, о фильме Айвена Райтмана «Джуниор» с участием Арнольда Шварценеггера, который выродился в России в кошмар под названием «Беременный».
…Скромный труженик канала МУЗ-ТВ Сережа Добролюбов маниакально-депрессивно хочет ребенка. Просто спит и видит, как меняет памперсы, гладит распашонки и укачивает дитя под колыбельные собственного сочинения. Но вот беда, процесс есть, а результата нет. Ни в кровати, ни в машине, ни по часам, ни спонтанно. Дети в пробирке не рассматриваются. Надо просто стараться лучше! И пока наш Сережа лелеет надежды, его жена Диана тихо сопит в сторонку, прекрасно зная, что не может иметь детей. Только вот супругу озабоченному никак не может признаться по вполне понятным причинам.
И тогда Добролюбов поднатужился и надул живот самостоятельно. Не жене, а себе любимому. Мечта материализовалась, но не в том месте. Само собой, близкие такого монпансье не оценили поначалу. Мама в шоке, папа дорывает последние волосы на лысой башке, представляя, как старший сын превращается на его глазах то ли в стилиста, то ли в педераста. Папа эти два понятия вечно путает. Жена страдает от недостатка внимания, ибо пупом земли является не она, а неожиданно ставший популярным круглопузый супруг.
Один лишь друг детства Жора не теряет времени зря. Месяцев-то всего девять, а желающих лично познакомиться с уникальным плодоносителем — море разливанное. Теперь у Сережи свое шоу, автографы, фотосессии, фанаты и личный секрет успеха. Хочешь стать счастливым? Верь в чудо. Оденься в валенки, встань у окна на фоне панорамы звездного неба и помолись Полярной звезде. И вуаля — перед вами не, мать вашу, мать, а, мать вашу, отец-мать. Что тот же котопес, только вид в анфас. Оно жрет соленые огурцы, ходит на тренинги для молодых мам, раздает интервью о тягостях живота и служит наглядным примером для всех отчаявшихся геев Питера…
Конечно, сравнивать «Беременного» с «Джуниором» было бы нелепостью и глупостью. Тем более что как раз картина Айвена Райтмана в родном прокате жутко опростоволосилась, в то время как российский зритель команду Андреасяна рублем поддержал. Но раз уж «застенчивые воришки» не спешат сознаваться в содеянном, посмотрим, что именно они скромно прихватизировали из голливудской ленты и как награбленным добром сумели распорядиться.
Спрашивается, почему на беременного Шварценеггера смотреть было, по крайней мере, забавно? Потому что авторы сыграли на контрасте. Как же, «последний киногерой», Терминатор и Конан-варвар носится с круглым пузом и готовится стать матерью… И пускай американцы такого надругательства над любимым актером не оценили, зато налицо явная провокация. Когда же в отечественном ремейке та же роль достается Дмитрию Дюжеву, то здесь пахнет, скорее, издевательством. Можно подумать, что зритель заметит разницу между имбецилом из «Жмурок», дуралеем из «Каникул строгого режима» и жизнерадостным идиотом из «Беременного». Тут уже не пародия видится, а клиника.
Аналогичная ситуация с «малой звездой больших экранов» Михаилом Галустяном. Мальчику давно пора объяснить, что его лицо не соответствует выбранному формату. Он может казаться смешным и потешным в «Ледниковом шоу», «Нашей Раше» или на подмостках Камеди Клаб, но в кино нужно играть, а не просто корчить рожи. Чтобы быть миллионером только за счет мимики лица, надо обладать талантом Джима Керри. При всем моем уважением к комическому таланту Миши, он не Джим. И уж точно не Дэнни Де Вито, изображать которого его заставили в «Беременном».
Если главные лица бездействуют, то начинает двигаться фон. Это в идеале. У Андреасяна фон статичен и спокоен, как дохлая рыба. Приглашенная реклама Виагры в лице Анны Седоковой, чья увесистая грудь становится одним из ключевых аспектов повествования, мертвым грузом висит на шее у сценария. Редкие всплески эмоций, достойные лучших нарезок «Дома 2», уверенно дополняются безвольным покачиванием туловища в кадре. В комплекте Веры Брежневой прибыло.
Светлана Ходченкова, не сумев достойно отыграть партию Фрейндлих в ремейке «Служебного романа», здесь удостоилась эпизодического выхода в роли прокурора. Кто бы еще подсказал Светлане, что не стоило пересматривать «Юристов Бостона» перед съемками. Ее истерическая игра и неудачный парик неплохо бы смотрелись в «Самых лучших фильмах».
Не обошлось и без старой гвардии. Пока Артемьева-мать плаксиво переживает за непутевого сына, лицо Валентина Смирнитского полно скорби. Правда, не ясно, то ли он скорбит по отпрыску, непорочно залетевшему от падающей звезды, то ли по своему участию в этом маразме. Но вздыхает актер глубокомысленно, так что усмотреть можно обе причины разом.
Остальной салат нарезан крупными, плохо усваиваемыми кусками. Борис Левин играет самого себя, поэтому на протяжении фильма пару раз возникает ощущение дежа-вю от просмотра очередной серии «Интернов». Вилле Хаапасало с неожиданно помятым лицом будто бы только что вышел из лесу после «Особенностей». Именно так мы себе и представляли режиссеров канала МУЗ-ТВ. Мелкие вкрапления КВНовских лиц ожидаемы, но запоминаются из них только два: очаровательно тупой в любом образе Колян и Дмитрий Хрусталев. Последний, собственно, является единственным персонажем, хоть как-то напоминающим зрителю, что «сдается, господа, это была комедия».
Да, друзья, «Беременный» — это комедия. Не иначе. Одна из тех, что снимать смешнее, чем смотреть. Не будем пинать ногами лежачий сценарий и бесталанных в большинстве своем исполнителей. Они-то находятся в тренде, клепая кино для той части нашей необъятной родины, что интернетов не читает и в кинотеатр ходит за попкорном, колой и ощущением праздника. Сарик трудится не ради той кучки злобствующих циников, которые, видя его фамилию на афише, заранее обходят фильм стороной. Его творение — как одноразовый презерватив, коим пользуются и выкидывают. Повторного цикла не предусмотрено.