Бывает ли бракованная память?
Один великий классик как-то сказал: «У всякого безумия есть своя логика». Смею с ним не согласиться. Порой до ярости поражают человеческие глупость и цинизм, с коими совершаются некоторые поступки, несоразмерные с какой-либо логикой вообще.
На сайте одной петербургской газеты появилось сообщение о том, что на садовом участке близ станции Михайловское, в садоводстве завода имени Кулакова на улице Дружбы, могильными плитами с именами воинов Советской армии, павших в годы Великой Отечественной войны, выложены дворовые дорожки. Некий читатель сообщил: «Это плиты в память о наших бойцах, погибших под Мгой, Любанью, Синявино и т. д. » Реакция неравнодушных людей не заставила себя ждать.
На пресловутый участок уже через час съехались и журналисты, и следователи, и общественные активисты, и представители поисковых отрядов. Естественно, хозяина участка в это время на месте не оказалось — рабочий день. Но по всему было ясно, что владелец дачи тщательно скрывал от чужих глаз факт нахождения плит, так как именно дорожка перед домом была полностью закрыта кусками разносортной фанеры.
Когда журналисты связались с хозяином участка по телефону, он пояснил им, что плиты не являются памятниками, а лет 40 назад были незаконно вынесены из архитектурной мастерской как выбраковка. Может, оно и так, разберётся следствие, но сам факт «удовольствия» ходить по мемориальным плитам с именами умерших (погибших) людей — весьма сомнителен.
Сразу хочу сказать, что подобное использование надгробий разных исторических эпох в «хозяйственных нуждах» для отдельных городов, и Санкт-Петербурга, в частности, — к сожалению, не редкость. Периодически возникают аналогичные скандалы с «приветом из прошлого».
К примеру, в 2008 году в Петроградском районе, на месте реконструкции Сытнинской улицы был обнаружен заваленный набок бордюр, который на поверку оказался частью гранитной плиты с неизвестной могилы. Твёрдый знак в конце отдельных слов чётко указывал на её дореволюционное происхождение. Даже специалистам не удалось установить, откуда прибыл такой «привет», т. е. с какого кладбища был утащен.
К сведению. В послереволюционные годы становления коммунизма во многих городах из-за катастрофической нехватки строительных материалов разорялись целые кладбища, а богатые надгробия с «приветами из гнилого буржуазного мира» использовались для благоустройства дворов и улиц. Таким образом шла активная борьба с пережитками прошлого. К слову, аналогичные могильные плиты были использованы при строительстве известного административного здания полномочного представительства ОГПУ СССР в Ленинградском военном округе (на Литейном, 4), построенного Ноем Троцким. Такими же плитами выложена и площадь Ленина у Финляндского вокзала Северной столицы.
Однако история историей, а инцидент с мемориальными плитами в качестве придомовых дорожек — крайняя степень морального уродства не только хозяина «загробного» домика, но и лицо всего общественного строя на постсоветском пространстве в целом. Скажу так: бракованные плиты бывают, но вот бывает ли бракованная память? Разве может себе позволить подобную вакханалию в отношении павших за свободу своего Отечества человек с твёрдыми моральными и нравственными устоями? Нет, и ещё раз нет! Может, мёртвым и всё равно, кто и где топчет их память, но нам-то, живым, не должно быть безразлично наше прошлое в нашем настоящем. Иначе попросту рискуем остаться без будущего…