Что искала Аненербе в Несвиже?
1942 год. Вторая мировая война. Несвижский замок. Глухая, мрачная, предосенняя белорусская ночь.
Вокруг замка — посты, вышагивают часовые, напряженно вглядываясь в черноту парка. Сердито шумят ветви деревьев, и бледно-блинная луна смотрит с высоты злобным глазом. Вдруг — стрельба! Солдаты, только что чинно шагающие вдоль ограды, бегут прочь, стреляя назад. Ночь полнится криками, шумом. Чаще всего слышна одна паническая фраза: «Шварц фрау!» — «Черная женщина!».
Из-за древних древесных стволов, покрытых мхом, выплывает женская фигура. Бесшумно колеблется длинное платье, без единого шороха ступают маленькие ножки, пышные рукава замерли, будто изваянные из камня. Женщина поднимает небольшую, изящную головку, и черные мертвые глазницы смотрят с нежного лица, сияющего лунным светом.
Это — Барбара Радзивилл, Черная Дама Несвижского замка, один из самых знаменитых белорусских призраков.
Но что делает Джульетта белорусского средневековья в ночном парке? Почему пугает немецких солдат? Вот уже век она появляется вестницей несчастий или в качестве блюстительницы женской морали и нравственности. Немцам же пока ничего не грозит, да и женщин в замке нет, чтобы внушать им правила поведения.
Призрак Барбары начал являться немцам вовсе не тогда, когда они — гордые завоеватели — заняли замок Радзивиллов. Красавица королева появилась одновременно с агентами Аненербе, явившимися в замок.
Аненербе — печально известная организация мистического толка, находившаяся под патронажем Розенберга и личным контролем Гитлера. Аненербе — это не только грабеж ценностей и культурного наследия. Аненербе занималась в основном оккультными науками и соответствующими реликвиями. Аненербе искала Ковчег Завета и Копье Судьбы (копье Лонгина, то самое, ударом которого был убит Иисус, и на котором, по преданию, сохранилась кровь Сына Божьего). Аненербе разыскивала в районе Рязани меч, хозяин которого — в соответствии с легендой — неуязвим в бою. Эта организация раскинула свои щупальца по всему миру, собирая религиозные и мистические реликвии, дающие власть, позволяющие управлять людьми, гарантирующие победу.
Что же заинтересовало Аненербе в пустом Несвижском замке? Отступим по временной шкале еще немного назад.
…1812 год. Армия Наполеона отступает, прорывается с боями к Франции. После того, как была оставлена Москва, всем стало ясно — император проиграл войну, Россия в очередной раз одержала победу.
Доминик Радзивилл, последний из рода, вынужден бежать вместе с французами. Польша поддерживала Францию в этой войне (Несвиж в те времена находился на территории Польши), несмотря на то, что клятвенно обещала быть союзницей России. Но поляки воевали в французской армии, и последний из Радзивиллов должен оставить родовой замок на милость победителя.
Но он же Радзивилл! А Радзивиллы — это род жестоких, жестких, авторитарных правителей. Радзивиллы никогда не отдавали своего, держались за свое зубами и когтями, вырывая из любых жаждущих рук — будь то крестьяне или короли. И Доминик, будучи Радзивиллом, просто не мог оставить хоть что-либо ценное ненавистным победителям.
Все сокровища, все ценности и реликвии Радзивиллов были спрятаны перед отступлением. А сокровищ было много… Ведь род Радзивиллов прославился необычайным, фантастическим богатством. В Беларуси даже существует выражение: «радзивилловское мотовство» — это самое бесшабашное, бездумное мотовство, когда деньги выбрасываются на ветер, причем без малейшего сожаления.
Радзивиллы крыли крыши дворца листовым золотом. Станислав Радзивилл, желая развеселить своих гостей, устроил летом «зимнее катание» — дорогу для иллюзии снежного покрытия посыпали солью, и по ней катались на санях. С учетом, что в те времена не было соляных рудников в Беларуси, а соль ценилась на вес золота, то Станиславу дешевле было бы усыпать дорогу золотыми монетами.
Клад, зарытый Домиником Радзивиллом в 1812 году, огромен. В его состав входит главная реликвия рода Радзивиллов — статуи двенадцати апостолов. Статуи целиком отлиты из золота и стоят гораздо больше собственного веса в этом драгоценном металле.
В клад входят также многочисленные оккультные реликвии — многие Радзивиллы увлекались тайными науками, искали темные знания, жаждая власти. Среди радзивилловских сокровищ были и другие предметы, представляющие собой огромную ценность и обычные для обихода белорусских магнатов тех времен: церковное облачение, негнущееся от золота и драгоценных камней, чаши и дискосы, тиары, разнообразные реликвии, вроде частицы подлинного Креста, мощи многих святых в драгоценных ковчегах… И это не считая обычных ценностей: золота, серебра, драгоценных камней, украшений.
Первоначально клад искали еще в 1812 году — сразу после захвата Несвижа русскими войсками. Перерыли весь парк замка, все прилегающие территории — ничего. Кладоискатели возвращались к замку Радзивиллов с завидной регулярностью, почти так же, как к Семлевскому озеру, где по легенде покоится клад Наполеона.
За этим же кладом явилась в Несвиж Аненербе. Статуи двенадцати апостолов литого золота не давали спать ни Розенбергу, ни самому Гитлеру. Сокрытые Домиником реликвии заставляли главу Аненербе скрипеть зубами.
Немцы прочесали с металлоискателями чуть не весь Несвиж. Но единственное, что они нашли от давних времен — призрак Барбары Радзивилл, упрямо выживающий захватчиков из родового гнезда.
Может быть, Барбара начала являться немцам именно потому, что не желала допустить, чтобы клад Радзивиллов попал в их руки? Ведь говорят, будто все клады охраняются призраками, что уж говорить о кладе Радзивиллов! Тем более, что у них есть собственный родовой призрак, к тому же — королева.
Клад так до сих пор и не найден, и никаких указаний о его местонахождении нет. Известно только одно: Доминик Радзивилл действительно зарыл все родовые сокровища и сделал это где-то неподалеку от замка. Но где? Вот вопрос, на который когда-нибудь ответит кто-то из потомков Остапа Бендера.
И когда-нибудь двенадцать золотых апостолов вновь увидят свет. Будет ли рада этому Барбара Радзивилл?