Почему юми-тори (владелец лука) - почетное звание даже в современной Японии?
«Этот человек — кю-дзюцу сенсэй, Моро-сан, — резко возразил Микио. — Он юми-тори, великий воин. Я хочу, чтобы ты подумал об этом… Затем, повернувшись к Джейку, он сказал: — Что бы ни случилось, ты по-прежнему остаешься юми-тори. Обладателем лука. « Эрик Ван Лабасте. «Джен Мэрок-Шань»
Вероятно, Вы уже поняли, что речь пойдёт не о репчатом или зеленом луке, а о луке, который стреляет. Стрелами. И не просто о луке, а об уникальном, нигде в мире больше не встречающемся длинном асимметричном японском луке — юми.
Вообще — лук этот, как и всё традиционное японское оружие, очень необычен. Хотя и существовали в Японии короткие луки, которые называли китайскими, именно юми был оказан самый большой почет. Именно перевязанный по всей длине окрашенными волокнами лук сигэ-то-юми выделял командующего — тайсё. Именно по родовой стреле, которая была отдельно в колчане каждого самурая, идентифицировали убитых. Именно стрелой со свистящим наконечником давали сигнал начала боя. Именно мелодичным звуком тетивы будили императора, именно… Перечислять ещё можно долго. Даже очень долго. Да и то, что левую руку японцы называют юми-но-тэ — «рука, держащая лук», тоже говорит о многом.
Лук юми, каким мы видим его на старинных японских гарвюрах, появился предположительно во второй половине периода Ямато (300−700гг. н. э. ). Именно тогда в древней Японии появились лошади и первые конные воины. Вооружение конника тех времен составлял лук и длинный меч, пешего — копье и короткий меч. В то время оружие и доспехи каждый воин приобретал за свои деньги и, естественно, конные воины обладали более высоким статусом, чем пешие. Лошадь, упряжь и доспехи для коня, длинный, а значит, качественный меч, длинный лук и колчан со стрелами, которые постоянно надо было закупать, мог позволить себе только очень богатый человек — выходец из аристократии кугэ или потомственной военной семьи — буси. Мальчиков в этих семьях учили обращаться с оружием с самого раннего возраста. Именно поэтому по количеству юми-тори — «владельцев лука», т. е. по количеству знатных, хорошо вооруженных и прекрасно обученных воинов определяли военную мощь того или иного самурайского клана.
Уникальная ассиметричная форма юми — 2/3 длины выше рукояти и 1/3 ниже — была, скорее всего, выбрана для удобства стрельбы на полном скаку. Лук такой формы не цепляется за шею лошади, если стрелять приходится то вправо, то влево. Хотя научиться стрелять из такого лука очень непросто. Стрела летит по другой траектории, чем из симметричного лука. Кроме того, чтобы натянуть такой большой лук, требовалась недюжинная сила. И всё же мобильных конных подразделений и дальнобойность (более 100 м) длинного лука сделали конных лучников в Японии главной ударной силой в междоусобных войнах.
С этих же времен, с конца перида Ямато (конец IIX, начало IX века) лук проникает во все слои японской аристократии. С ним охотятся, развлекаются и даже… колдуют. Адзуса-юми — лук для совершения магических, колдовских ритуалов. Был в Японии и такой. Дворы знатных буси были украшены мишенями для стрельбы из лука, а внутренние покои — ящиками для хранения стрел (я-бако) и стойками для луков (тядо-какэ). Особой «крутизной» было сооружение «лукодромов» кака-ути под навесами, чтобы непогода не мешала предаваться столь важному для воина занятию — совершенствованию в стрельбе из лука.
Даже покой императора долгое время (почти десять веков) охраняли именно лучники. Да ещё какие! Вот что говорится о лучниках императорской стражи в одном их трактатов XII века: «…люди, занимавшие столь высокое положение, были очень довольны, когда о них начинали говорить как об искусных лучниках, и в то же время они прилагали все усилия, чтобы никто не узнал об их ловкости в обращении с мечом». Лучники императорской стражи показывали не только чудеса меткости, но и скорострельности, и выносливости.
Лучник Мицуру, служивший при императоре Тоба (1108−1123 гг. ) отрубил выпущенной стрелой ноги летящей скопе, которая держала в когтях рыбу, выловленную в императорском пруду. Так лучник не допустил кражи императорского добра и одновременно не нарушил запрет отнимать жизнь у живых существ на территории императорского дворца. А лучник-телохранитель феодального правителя Сакая 19 мая 1852 г. выпустил по мишени 10050 стрел, стреляя непрерывно в течении 20 часов и выпуская в среднем по 5 стрел в минуту. Любопытно, что большая часть этих стрел (5368), попала в самый центр мишени.
Но всё проходит. А всё ли? Да, в XV веке на японские острова попало огнестрельное оружие… Да, в 1603 г. объединил Японию и запретил все междоусобные войны грозный правитель Токугава. И всё-таки, благодарные японцы не забыли лук.
«Но, кроме использования лука в качестве боевого оружия или составной части ритуальных действий, он также применялся как инструмент для развития в человеке всех аспектов внутреннего единения и самоконтроля (физического, психического и, в конечном счете, духовного), что стало последним, самым сложным шагом в его эволюции. Эта дисциплина, известная как кю-до, основана на философских принципах буддизма и даосизма, специфическим образом интерпретированных и адаптированных к японскому менталитету различными эзотерическими школами секты Дзен, получившей широкое и безусловное признание у представителей военного сословия. » Оскар Рати, Адель Уэстбрук. «Самураи».
Кю-до — «путь лука», практикуется очень широко и сегодня. В современной Японии, чтобы получить звание юми-тори, необходимо поражать из лука цели, в том числе и движущие, как стоя на земле, так и в движении на лошади. Учитывая непростой характер японского юми, достигается это умение упорными тренировками в течении многих лет. Да и удовольствие заниматься кю-до — не из дешевых.
Но, несмотря ни на какие трудности, каждый год на соревнования по стрельбе из лука с лошади в г. Камакура приходит очень много молодежи. Именно здесь победители в традиционных видах стрельбы получают почетное звание «юми-тори». Секции кю-до открываются во многих школах, высших учебных заведениях и даже в корпоративных спортивных центрах промышленных предприятий.
Древнее искусство не забыто и сегодня. «Путь лука» продолжается!