Раб песни – король сцены

Начинались мероприятия в Баку, а в сентябре они повторялись в Москве, когда в столицу возвращались друзья и коллеги из отпусков и гастролей. В эти дни о Магомаеве вспоминают многие близкие ему люди, в том числе и композитор Ася Султанова.

Композитор Ася Султанова впервые увидела молодого певца Магомаева в марте 1963 года на концерте в Колонном зале Дома Союза во время проведения декады культуры и искусства Азербайджана. Она вспоминает, что сразу поняла, каким огромным талантом обладает 20-летний певец из Баку. Султанова написала для начинающего исполнителя песни и, можно сказать, ввела в круг популярных тогда советских композиторов. Дело в том, что многие из них были ее соседями по Дому композиторов, находящимся в нынешнем Газетном переулке.

- В нашем доме жили такие известные советские композиторы как Оскар Фельцман, Арно Бабаджанян. Я поняла, что Муслим –уже готовый певец с большими возможностями. На Всесоюзном радио он сыграл на фортепиано "Свадьбу Фигаро". Редактор сказала: "Вам зеленная улица! Записывайте, что хотите". Его популярность вспыхнула как пламя от искры. Непонятно, как узнали москвичи о его первом концерте в зале имени Петра Чайковского, но билетов не было. Мне он щедро предложил два билета. Он пел огромный репертуар - песни, арии, русские романсы… Я убеждена, что за один день вся Москва и даже страна были покорены молодым певцом из Баку.

На первом выступлении он чувствовал себя естественно, хотя, конечно, волновался перед первым выходом к московской публике. Создавалось впечатление, что ключи от любой песни были в его руках. Чувствовалось, что он был влюблен во все произведения, которые исполнял. Есть так называемые жанровые артисты – кому-то удаются больше песни, кому-то романсы. Муслиму сразу удалось все. Я бы назвала его рабом песни…

- Он был рабом песни, но при этом и королем сцены…

- Он был красив, но внешность на сцене – это две-три минуты восприятия зрителей. Остальное это уже то, что ты умеешь.

- Насколько Магомаев был азербайджанским композитором и певцом? Или все его воспринимали, прежде всего, как артиста советского?

- Я уже много лет живу в Москве, но когда меня спрашивают о том, к какому этносу принадлежу, я отвечаю – бакинка. Таким был и Муслим Магомаев – азербайджанцем и бакинцем. Даже когда он разговаривал, у него звучал приятный азербайджанский налет. Великолепно пел на родном языке. Слезы наворачиваются на глаза, когда слушаю в его исполнении песню Гаджибекова "Без тебя". На азербайджанском он прекрасно пел оперные арии. Но в тоже время Муслим записал около 600 произведений на итальянском языке. Я не знаю этого языка, но мне кажется, что он говорил и пел на нем без акцента. Блестяще исполнял песни на французском.

- Каким Магомаев был в жизни?

- Он был скромным и добрым человеком и настолько преданным музыке, что рядом с ним могла быть только высоко одаренная женщина, такая как Тамара Синявская.


Олег Кушаты, "Вестник Кавказа"



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: