Зачем нужна группа встреч для зависимых, имеющих детей?
Перестав употреблять химические вещества (алкоголь, никотин или другие виды наркотиков), зависимый человек замечает, что хотя его физическое и душевное состояние постепенно улучшаются, образ мышления, привычная палитра чувств и стереотипы поведения остаются прежними.
Но если раньше негативные чувства и мысли заглушались алкоголем или другим веществом, то теперь они, по-прежнему требуя выхода, помимо воли обрушиваются в первую очередь на самых близких людей, т. е. на членов семьи.
Особенно это касается чувств по отношению к детям, поскольку они меньше взрослых способны защитить себя. Часто, увидев в трезвости своих детей, зависимый вдруг понимает, что большинство важных событий в их жизни прошло мимо него, многое из того, что они делают, ему не нравится, а попытки повлиять на их поведение оборачиваются лишь конфликтами, взаимными обидами и дальнейшим отчуждением.
Ожидание родителями, так называемого, трудного подросткового возраста ребенка усиливает страхи на тему влияния дурной компании, в которой могут оказаться сын или дочь и стать зависимыми от химического вещества. Ко всему прочему не дают покоя мысли о наследственности заболевания… Возникают вопросы, как болезнь взрослого члена семьи может отразиться на ребенке и что можно сделать, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.
Бытует мнение, что алкоголизм — наследственное заболевание и передается ребенку с набором генов. Так ли это на самом деле? Хотя как такового гена алкоголизма не существует, последние исследования даже не на детях, а на внуках алкоголиков показали, что у них с рождения изменена биохимия мозга в сторону снижения естественной выработки гормонов, отвечающих за получение удовольствия. Но оказалось, что лечение таких детей возможно, и уже сегодня создаются препараты для коррекции биохимических процессов в их организме.
Каким образом это обстоятельство может повлиять на развитие алкоголизма у ребенка в будущем? Дело в том, что алкоголь — это моментальный способ поднять пониженный фон настроения и испытать состояние эйфории без каких-либо усилий и работы над собой. Получив это ощущение мгновенно один раз, подросток или молодой человек (девушка) может пытаться повторить подобный опыт, что со временем переходит в привычку и зависимость, если они не имеют здоровых альтернатив для удовлетворения актуальной потребности. Алкоголь может также временно решать и другие важные для человека задачи: преодоление неуверенности в себе, боле легкое установление контакта с незнакомым человеком, приобретение чувства значимости, ощущение свободы и чувства взрослости и т. п.
Второе обстоятельство, способствующее возникновению зависимости у ребенка, — это наличие в семье родителя-алкоголика или другого зависимого члена семьи, играющего важную роль в жизни ребенка.
Во-первых, родители преимущественно неосознанно формируют жизненный сценарий ребенка, включающий в себя помимо всего прочего и набор заболеваний. Уже к шести годам жизни все ключевые элементы сценария заложены, и можно говорить о том, будет ли ребенок здоровым и успешным. Считается, что, если до шести лет ребенок не видел своих родителей в состоянии опьянения, риски стать зависимым резко снижаются. После этого возраста изменение сценария может происходить либо в результате сильных душевных потрясений, либо в процессе духовного развития, в частности, психотерапии. Поэтому не нужно обладать даром ясновидящего, чтобы предсказать будущее ребенка. Достаточно знать основные события и их даты в биографии его родителей и прародителей.
Во-вторых, в семье, где находится хронически больной человек, остальные ее члены, в том числе и дети, являются созависимыми. Сегодня созависимость признана болезнью как разновидность невроза или психического расстройства. Дети в такой семье вырастают эмоционально зависимыми от больных зависимых и созависимых родителей, они заражаются от них негативным мышлением, их поведение становится вынужденной ответной реакцией на поведение больных родителей. В дальнейшем, не имея другого опыта семейных отношений и следуя родительскому сценарию, ребенок, став взрослым, выберет себе для создания семьи партнера, с которым он будет находиться в тех же самых отношениях зависимости-созависимости. Например, дочь выйдет замуж за алкоголика, а сын женится на созависимой женщине с контролирующим поведением.
Созависимость, делая ребенка зависимым от родителей, формирует предрасположенность к зависимости от чего угодно, что может на какое-то время изменить состояние сознания: алкоголя, никотина, героина, еды, азартных игр, секса и даже работы. По сути, почва для развития заболевания готова, нужно лишь зернышко, т. е. вещество или что-то, что способно доставить человеку удовольствие.
Известно, что для обретения и поддержания душевного равновесия выздоравливающему зависимому необходимо регулярно посещать непрофессиональные группы поддержки, например, сообщество анонимных алкоголиков или наркоманов. Это действенный, но долгий путь духовного развития длиною в оставшуюся жизнь. Но некоторые проблемы не могут ждать несколько лет и требуют немедленного решения. Это касается, прежде всего, восстановления отношений с супругами и детьми.
В этом как раз и могут помочь профессиональные терапевтические группы для зависимых. Во-первых, группа через опыт каждого участника отражает мысли, чувства и поступки человека, восстанавливая его способность отслеживать, что с ним происходит в трудной ситуации и каким привычным для себя способом он на нее реагирует.
Во-вторых, в отличие от групп поддержки, каждый участник имеет возможность получить моментальную обратную связь по поводу волнующего его события, как в терапевтической группе, так и за ее пределами, и попросить помощи в решении актуальной жизненной трудности. Таким образом, понимание человеком некоторых процессов и изменений, которые с ним происходят, в терапевтической группе приходит гораздо быстрее, нежели при посещении непрофессионального сообщества.
В-третьих, терапевтическая группа занимается поиском и формированием новых моделей поведения с близкими людьми, в том числе и с детьми, основанных на открытости, равноправии, способности видеть возникающие в семье проблемы и договариваться о распределении ответственностей между членами семьи для их решения.
Осваивая в терапевтической группе здоровые модели поведения, зависимый постепенно переносит их в свою семью и тем самым предоставляет возможность детям перенять новые формы поведения, делать свой ответственный выбор и принимать осознанные решения в жизни, касающиеся, в том числе, и употребления химических веществ.