Какой смысл древние вкладывали в астрономию
Мы не знаем и никогда, наверное, не узнаем, кто первым заметил и яркие Венеру, Юпитер и красный Марс; кто первым отметил свинцовый цвет планеты Сатурн. Не знаем мы, где и когда впервые поняли, что планеты не стоят на месте, а перемещаются на фоне созвездий Зодиака, описывая при этом замысловатые петли. Но, тем не менее, мы точно знаем, что этот «некто» существовал: ведь должен же был быть Первый... Смело можно утверждать, что открытие планет было величайшим шагом, предопределившим во многом развитие астрономии, а также, впоследствии, звездных религий и астрологии.
Кроме Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна к планетам относили также Солнце и Луну: ведь и они тоже блуждают в Зодиаке. Перемещение их по зодиакальным созвездиям объясняется тем, что плоскости движения планет и Луны лишь под небольшими углами наклонены к плоскости, в которой Земля обращается вокруг Солнца (плоскости эклиптики).
Слово планета в переводе на русский язык означает «блуждающая», «странница». И этим во многом объясняется их древняя символика.
Божественные имена планет мы находим в эллинистическом Египте, а также в Сирии, Малой Азии, Армении, Вавилонии, Персии и других странах. Эти божественные имена достаточно древние. При этом исследователи единодушны в том, что обычай соотносить планеты с богами возник в Вавилонии и был в дальнейшем принят другими народами. Планеты были богами, а именно именами богов клялись, давая самые страшные и нерушимые клятвы.
Порядок в котором дни недели следуют друг за другом, носит на себе неизгладимый отпечаток древней астрономической системы, по которой планеты помещались тем далее от Земли, чем продолжительнее было время их видимых обращений на небе. Таким образом, в этой системе Луна была ближайшей планетой, за ней следовал Меркурий, за ним Венгра, потом Солнце, которое тоже считалось планетой, наконец, в том же порядке, Марс, Юпитер и Сатурн.
Так как у греков, прежде Аристарха Самосского и устройства александрийского Музеума, нельзя отыскать никакого следа методически произведенных наблюдений и измерений, то отсюда произошло большое различие в гипотезах о порядке планет и их относительных отстояниях: как об отстоянии от покоящейся в центре Земли, по системе, наиболее господствующей, или же, как у пифагорейцев, — об отстоянии от Очага Мира, Незтла». Особенно колебались во мнении относительно места Солнца, то есть в его относите льном положении к нижним планетам и Луне.
Принятые последовательности планет были разными. В клинописных текстах периода Селевкидов стандартным расположением планет является следующий: Юпитер — Венера — Меркурий — Сатурн — Марс.
Причины такого порядка неизвестны; даваемое обычно объяснение, что первые две планеты благоприятны, последние две — неблагоприятны, а Меркурий сомнителен, в клинописных источниках не встречается. В греческих гороскопах обычным является порядок: Солнце — Луна — Сатурн — Юпитер — Марс — Венера — Меркурий, за исключением случаев, когда расположение выбирается для данного специального гороскопа в зависимости от положения в этот момент небесных тел среди Зодиака. Я думаю, что в этих двух рядах получило очень ясное отражение различия двух астрономических систем. Вавилонскую систему совсем не интересует расположение планет в пространстве. Греческая же система, очевидно, следует модели, в которой планеты располагаются по глубине в соответствии с периодами их звездного обращения. Это даже нашло отражение в том расположении планет по дням недели, которой мы пользуемся и теперь.
В недельной последовательности планет их порядок следующий: Солнце — Луна — Марс — Меркурий — Юпитер — Венера — Сатурн. Но основана эта новая последовательность планет в их соотнесении с днями недели именно на классической птолемеевской последовательности. При этом Солнце становится первым, то есть занимает как бы центральное положение.
Но оказывается, эта же идея центрального положения дневного светила в птолемеевской системе зашифрована и другими способами. Напомним еще раз, что в этой системе, легшей в основу ряда последующих, принимался следующий порядок планет: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. И именно эта последовательность содержит, с сакральной точки зрения, зашифрованную символику центрального положения Солнце: оно четвертое с любого конца. Раскручивающаяся от Солнца спираль («лабиринт») дает две последовательности счета планет. Первая («солнечная», то есть по часовой стрелке): Солнце, Марс, Венера, Юпитер, Меркурий, Сатурн, Луна. При «лунном» же (против часовой стрелки) счете эта последовательность, соответственно, несколько меняется: Солнце, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Луна, Сатурн. Таким образом, подобные последовательности содержали различные системы инициации.
Кроме всего прочего, планеты были соотнесены и с семью точками пространства. В разных культурах и традициях эти соотнесения были различными. Одно из них выглядит так: Солнце — зенит, Луна — надир, Меркурий — центр, Венера — запад, Марс — ЮГ, Юпитер — восток, Сатурн — север. В других же менялись местами Меркурий и Сатурн, Венера и Юпитер и т. д. Но, тем не менее, любая из таких систем может выражать идею единства горизонтального и вертикального планов. В самом деле: три планеты, находящиеся в зените, центре и надире образуют вертикальную ось; четыре же остальные соответствуют сторонам света и потому представляют план горизонтальный. Эти четыре горизонтальных направления выражают идею креста и четырех рек Эдема; эти четыре реки, текущие от центра по четырем направлениям, иыражают идею распространения Доктрины; движение же от четырех точек к центру, то есть направление обратное, символизирует возвращение к истокам. Вертикальный же план — это выход в высшие надкосмические состояния, а сам центр, на который проецируются все шесть остальных направлений, означает Единство и непроявленность.
Таким образом, с помощью подобной схемы можно представить всю мистериально-инициатическую идею. И вне зависимости от характера соотнесения семи древних планет — семи ступеней Мистерий — с направлениями в пространстве, идея является универсальной: объединение трехчастной вертикальной символики и четырехчастной горизонтальной. Вертикальный план — это три мира, три ступени древнейших зиккуратов, тройная друидическая ограда, три кольца столицы Атлантиды и т. д. Горизонтальный план — четыре стороны света, четыре реки Эдема, четыре стихии, тетрактис, тетрахорд и т. д. Объединены же они могут быть трехмерным крестом, в котором идея выхода во внекосмическое высшее состояние выражается идеей так называемого Седьмого Луча — внепространственного, центрального и осевого.
Астрологический сайт